Конкурс эскизов мотивационного стенда

В 2018 году Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее” запустил Программу по развитию личностного потенциала детей для образовательных организаций.

Программа фокусируется на развитии личностного потенциала, позволяющего ребенку ставить жизненные цели и достигать их за счет умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми.

Программа содействует внедрению компетентностного подхода в образование посредством создания комплекса учебно-методических решений по развитию и оценке навыков XXI века («универсальных компетентностей») у детей дошкольного и школьного возраста и интеграции их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году

В 2019 Ульяновская область стала участников такой программы.

А МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 56 «Сказка» вошел в команду образовательных учреждений региона, которая будет обучаться  и затем реализовывать проект в своем образовательном учреждении

С 20 по 25 января управленческая команда МБДОУ прошла обучение по программе «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды»

Цель программы обучения:

подготовка проектных управленческих команд образовательных организаций   к разработке и реализации проектов создания личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в образовательной организации для развития личностного потенциала ключевых участников образовательных отношений.

В процессе обучения участники приобрели опыт анализа состояния образовательной среды своей образовательной организации на основе её инструментальной экспертизы, стали участниками тренингов  по поддержке индивидуальности и развитию личностного потенциала в образовании, по проектированию. И получили колоссальный опыт общения и командной работы.

Обучение управленческой команды.

Кто я? Осмысление и знакомство.

Учимся работать в команде.

Тренинг по проектированию.

Готовы!

Защита концепции управленческого проекта.

Знакомство коллектива с программой по развитию личностного потенциала произошло вскорости после  окончания управленческого модуля. Педагоги узнали о деятельности фонда, программе, идеях, написанной и защищенной концепции проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды.

Работа с педагогическим коллективом на этапе разработки проекта

- анализировали программы

- представляли свои методические идеи по использованию педагогических технологий

- работали в группах, проводя экспертизу методических и дидактических материалов

- составляли и пополняли банк идей

Малая экспертная группа.

Выставка методических идей.

Семинар "Выбор программ".

Собираем копилку идей.

Тренинг "Говорите! Вас внимательно слушают!"

                                  Проект защищен- идем дальше!

  14 апреля команда детского сада защитила проект, написанный после прохождения обучения по программе «Развитие творческого потенциала», организованного Благотворительным Фондом «Вклад в будущее».

      Это важный день для всех нас! Совместное «погружение» в тему и ее осмысление, самые разные предложения, идеи и задумки- все это и вошло в наш с вами общий проект.

    Надеемся, что участие детского сада в программе по развитию личностного потенциала станет началом пути, пройдя по которому воспитанники, педагоги, родители, другие представители социума получат новые возможности для саморазвития.

Настало время обучения педагогической команды. : 3 воспитателя и педагог-психолог проходят обучение и совсем скоро настанет время защиты их педагогического проекта. К его обсуждению подключились педагоги из других групп.

Городской семинар «Программа по развитию личностного потенциала: первое погружение»

Городской семинар для педагогических работников ДОО «Программа по развитию личностного потенциала: первое погружение» организован 29 апреля 2021. Основной целью семинара стало знакомство педагогов с программой по развитию личностного потенциала на примере первых результатов коллектива по реализации проекта построения личностно-развивающей образовательной среды.

  Работа семинара проходила одновременно на трёх площадках:  для  заместителей заведующих  по УВР, воспитателей  и  педагогов-психологов.

Образовательный модуль «Театр пластики»

   В реализацию Программы по развитию личностного потенциала включены и воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которым пока трудно общаться и выражать эмоции вербально. Поэтому педагогами был разработан и включен в вариативную часть АООП образовательный модуль «Театр пластики».  И так ребята смогли упражняться в выражении эмоций невербально (что я при этом делаю), паравербально (как я говорю)

Работа по образовательному модулю  ведется с детьми  старшего дошкольного возраста   (5-6 лет) на музыкальных занятиях и при планировании включена в  разделы  «слушание музыки» и «творчество в движении», а также в совместной  деятельности  детей и взрослого

   Реализация программы невозможна в вакууме одной группы: кроме включения разных специалистов необходимо и изменение среды  в других помещениях ДОУ, так называемое «горизонтальное» расширение пространства.

   «Календарь интересных дел» в группе вырос до «Экрана интересностей», который располагается в холле или на территории детского сада и позволяет всем воспитанникам выбирать из предложенных занятий свое, передавать   впечатление.

   Пространство «Свободные художники» используется как

- по инициативе взрослых (мега-раскраски, шаблоны, пр.)

- по  инициативе детей: воспитанники подготовительной группы именно так решили рассказать другим ребятам о том, как проходит Фестиваль осенних красок в их группе

    Ниже представлена возможность использования такого «взрослого» инструмента Программы, как «Открытая стена». Как мы придумали ее использовать:

- ритуал утренних приветствий- ребенок или взрослый, которые пришли сегодня раньше других могут оставить любое послание другим обитателям нашей «Сказки»,

- знакомства: воспитанники пишут названия своих групп, размещают эмблему группы и фото воспитанников

- рассказ о своих делах: каждая группа размещает эмблему группы (чтобы каждому малышу стало понятно, кто это) и фото о том общем (командном) деле, которое выбрано в группе.

Для   сплоченности детских коллективов и командообразования в детском саду  реализован проект "Тимбилдинг" для старших дошкольников и их родителей. Под таким названием инструкторы по физической культуре разработали и внедрили проект, объединяющий педагогов, старших дошкольников и  их родителей. Для реализации проекта был составлен комплексный план во взаимосвязи всех участников.  Раздел «Работа с детьми» включал в себя цикл занимательных дел: беседы, игровые  и проблемные ситуации; творчество, просмотр    презентаций, разгадывание кроссвордов,      загадок, просмотр м/ф, чтение книг, дидактические игры,  подвижные, спортивные игры,   игры- эстафеты, спортивные праздники и досуги, выход на спортивные объекты города. Практика, реализованная в нашем учреждении, показала, что дети не только с большим интересом относятся к играм на командообразование,  но и приобрели много социально -  коммуникативных навыков: научились  слышать друг друга, осознавать свои возможности  и способности сверстников, повысилась готовность оказывать эмоциональную поддержку, развились лидерские навыки.

     15 сентября в Ульяновской области  ежегодно отмечается День родного края. В этот день     говорим с дошкольниками о малой родине, истории, природе, людях. 

       Это хороший повод объединить всех в округ одной темы, одного общего дела.

 С самого утра ребята раздумывали над тем, как так провести день, чтобы увиденное не забылось и о нем могли бы узнать и другие. Вот что придумали: все, о чем говорили, вспоминали -надо перенести на бумагу (и себе на память, и для других рассказ). Так в конце дня в группах появились плакаты, коллажи, карты собственного изготовления, содержание которых и передало то, что знают дошколята. Это «Осень в родном городе», «Такие разные улицы», «Мелекесс-Димитровград», «Поездка по городу Димитровграду».

  Самые старшие ребята показали и рассказали малышам сказки народов, проживающих на территории Ульяновской области. И иллюстрации к своим рассказам подготовили сами.

      А родители в это время готовили для ребят фотовыставку «Красота рядом». Что получилось, что ребята смогли увидеть –об этом позже.

Включение в Программу других педагогов

    Эффективность Программы по развитию личностного потенциала будет выше, а её результаты устойчивее, если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься за рамки занятий по программе в повседневное общение, интегрироваться в предметное преподавание.

   Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности разрабатывает  модуль, при реализации которого дети  учатся выразительному изображению образа человека посредством накопления представлений об эмоциях, их выражении с помощью мимики и поз. Восприятие произведений портретной живописи, специальные созданные ситуации «Живой портрет», мимические и пантомимические упражнения происходят комплексно, что способствует развитию базовых параметров эмоциональной компетентности у дошкольников.

Пространство для свободной  игры

Удивителен мир детской игры. Это же ваша жизнь, господа взрослые, только в особом  детском восприятии.

    Ну, разве вам не приходится стоять в очереди в магазине? Или считать деньги перед покупкой?  А кто-то из вас вот так же серьезно решает вопросы здравоохранения.  Игра дает возможность ребенку остановить или еще раз прожить счастливые моменты из повседневной жизни.

 А насколько интересней оказывается игра, если ее смастерили сами-  как те ребята дома и  машинки для игрушечного города.

   Что нужно, чтобы ребенок играл? Ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, место для игры  и участие взрослых.

    Игра — это очень серьезно, но и весело! Играйте с детьми!

На нескольких фотографиях представлены  варианты изменения среды в группах детского сада, что способствует формированию у детей базовых социальных навыков

Игра-путешествие  как один из вариантов дела, объединяющего ДОУ

Для старших дошкольников началась новая игра: «Путешествие по Морю книг». Началась она с получения дошкольниками писем от Штурмана корабля «Сказка», в котором были изложены первые правила: выбрать в каждой  группе представителя  группы (сообществ), который  выбирает цвет флажка-  далее по его передвижению и будет отслеживаться путь каждой групповой команды.

Таким образом, игровой островок «Море книг» объединил в одной игре воспитанников разных групп, и далее станет дает возможностью  рассказывать о своем «плавании» по Морю художественной литературы другим участникам.

Дела, объединяющие ДОУ: Фестиваль осенних красок

Посмотрите, как пространства, созданные ранее, позволяют ребятам объединяться вокруг одного общего для всех дела и «рассказывать» о том, чем живет именно их группа. Например, группа «Звездочки» решила использовать собранные дары осени для того, чтобы всем показать эту красоту. Как? Они организовали мастерскую осенних поделок. А затем сами использовали их для украшения детского сада.

А как в других группах проходит Фестиваль осенних красок? Следите за публикациями.

Фестиваль осенних красок продолжается

В группе «Фантазёры» живут настоящие мультипликаторы. Только недавно мы смотрели из мультфильм о безопасности в природе. А сегодня -посмотрите - уже готовится новый. Он о красоте осеннего леса. Впрочем, вы скоро его сможете увидеть.

     А эти малыши решили, что Фестиваль осенних красок они будут встречать играми. На игровой тропе им встречались Золотая Осень, Баба-Яга, Каркуша. Все они помогали малышам «увидеть» и «услышать» красоту осени.